Особенности иконографии святых Виленских мучеников
Особое почитание мучеников Антония, Иоанна и Евстафия сохранилось с XIV века вплоть до нашего времени.
Это религиозное чувство в том числе выражается и написанием их святых изображений. Однако при внимательном сопоставлении разных изображений Виленских мучеников мы сталкиваемся с тем, что изображения одних и тех же святых значительно отличаются, особенно это касается образов Иоанна и Евстафия, когда на разных иконах их изображают либо в виде юноши без бороды, либо в виде человека в возрасте с бородой.
До XVII века ещё сохранялось соответствие между именами и типами ликов мучеников, а затем появились разночтения между ними. Поэтому давно назрела необходимость провести грамотный и объективный иконографический анализ их сохранившихся изображений с иконописными подлинниками, в которых содержится руководство по изображению Виленских мучеников.
Наиболее раннее изображение мучеников сохранилось на т.н. “Большом саккосе” 1414-1417 гг. (ГММК), принадлежавшем митрополиту Киевскому Фотию. Изображение выполнено в технике лицевого шитья, где Антоний, Иоанн и Евстафий представлены в нижней части передней стороны, по пояс, с крестом в правой руке и раскрытой к молящемуся ладонью левой рукой, с непокрытой головой. Иконографический тип каждого глубоко индивидуален и содержит определённые портретные черты. Важным представляется наличие надписей имён на греческом языке около изображений, что помогает с абсолютной точностью соотнести каждое изображение с его наименованием. Святые изображены следующим образом: Иоанн – юным без бороды, Евстафий – с небольшой бородой, Антоний – русый с короткой узкой бородой.
Аналогичное соответствие надписей и изображённых святых находится в Строгановском лицевом иконописном подлиннике XVI века. Некоторое отличие представляет только тип лика Евстафия – здесь он изображён с несколько удлинённой, раздвоенной бородой. Такой же вариант изображения Виленских святых и на иконе XIX в., исполненной на основе строгановского образца конца XVI в., хранящейся в ЦАКе при МДА.
Все вышеперечисленные изображения сохраняют единый принцип в надписании определённых типов ликов каждого святого: Иоанн – молодой без бороды; Антоний – с короткой бородой; Евстафий – с чуть более удлинённой.
В иконописном подлиннике Новгородской редакции XVI века происходит существенное изменение иконографии Виленских мучеников. Для описания внешности каждого мученика используется известная иконописцам форма, встречающаяся в большинстве текстовых подлинников, – это сопоставление внешнего вида святого с широко известными на Руси святыми, имеющими схожий тип лика.
Так предписывается писать мученика Антония – “аки Бориса”, Иоанна – “аки Глеба”, Евстафия – “аки князя Владимира”. В текстовом подлиннике XVIII века, изданном под редакцией Филимонова , иконография Виленских мучеников претерпевает ещё более сильное изменение: мученика Антония предписывается писать как страстотерпца князя Бориса; Иоанна – как князя Бориса, но с бородой “подолее” ; Евстафия – молодым, без бороды. Такое новое представление об их облике складывается в связи с личной трактовкой автором житийных подробностей. Это подтверждает интересное замечание свидетельствующее об изменении иконографии: “В минеи пишут: Евстафий юн бе леты и лицем красен, а во многих подлинниках пишут, что Евстафий стар и сед, аки князь Владимир, но сие несправедливо”.
Таким образом, автор корректирует изображение, ссылаясь на текст минеи и заменяет между собой, в силу своего представления о красоте, типы ликов Иоанна и Евстафия. Важно отметить, что этим неточности автора подлинника не ограничиваются, в конце описания Виленских мучеников неверно соотнесены их языческие и христианские имена: “… сих святых мучеников Антония Иоанна и Евстафия имена в нечестии (т.е. в язычестве) бяху сия: Круглец, Кумец, Нежило …”
В дальнейшем на создание многих икон Виленских мучеников, всё более оказывает влияние иконография великого князя Владимира с князьями Борисом и Глебом, такие иконы на которых одновременно изображены равноапостольный князь Владимир и страстотерпцы Борис и Глеб появляются на Руси в XVI веке. Нужно отметить, что влияние этой иконы сказалось не только в типологии ликов мучеников, но и в общем строе композиции иконы, облачении святых (изображение княжеских шуб и шапок вряд ли соответствует одеждам придворных литовского князя), изображению таких деталей как мечи, все вышеперечисленные элементы иконографии присутствуют в иконе равноапостольного князя Владимира и страстотерпцев князей Бориса и Глеба.
В Фартусовском подлиннике начала XX века автор придерживался иконографии, изложенной в иконописном подлиннике XVIII века.
Таким образом, позднейшие текстовые иконописные подлинники способствовали унификации в изображении святых, усреднив индивидуальную трактовку образов. Поэтому при написании современных икон святых Виленских мучеников имеет смысл принимать во внимание особенности в развитии их иконографии и выбирать тот вариант, который всё-таки наиболее точно соответствует более раннему историческому протографу.
Иконописец Андрей Жаров
Источник: sobor.by