Sept couronnes Saint Euphrosyne

18 août 2015

Sept couronnes du Ste. Moine Efrosinia de Polotsk

В приходском доме Свято-Петро-Павловского собора состоялась наша встреча с иконописцем Андреем Жаровым, работающим над восстановлением иконостаса и копированием фресковых росписей Спасо-Преображенского храма Спасо-Евфросиньевского монастыря в Полоцке.

Наверное, каждый житель Беларуси что-то слышал о святой Евфросинии как о просветительнице, основательнице древнего Полоцкого монастыря. Ее издавна почитают как небесную заступницу Белорусской земли. Братчики Свято-Никольского братства знают о преподобной не понаслышке. Ведь нашей команде посчастливилось участвовать в проходившей в 2011 году интеллектуальной игре «Щит веры»,посвященной житию Евфросинии Полоцкой. Поэтому к встрече мы были подготовлены хорошо.

Из истории Спасо-Преображенского храма

Каменный Спасо-Преображенский храм был воздвигнут благодаря усердию и мудрому руководству преподобной Евфросинии в 1161 году. Этот храм представляет собой наилучшим образом сохранившийся памятник древнеполоцкого зодчества. Известно имя зодчего, построившего храм – Иоанн. На территории Восточной Руси имеется лишь один храм аналогичной сохранности – Спасо-Преображенская церковь Мирожского монастыря в Пскове (построена около 1140 года).

Именно в Спасо-Преображенский храм преподобная Евфросиния пожертвовала золоченый напрестольный крест (известный многим как Крест Евфросинии Полоцкой) с частицами мощей многих святых и Животворящего Креста Христова. Крест был вырезан местным мастером-ювелиром Лазарем Богшей.

Реставрационные работы

Первые работы по раскрытию фресковой росписи были предприняты еще в 1929 году, но планомерная реставрация стенописи под руководством минского художника-реставратора Владимира Ракицкого началась лишь в начале 1990-х годов. В 2007году к работам подключились московские специалисты под руководством художника-реставратора Владимира Сарабьянова. Со временем была разработана специальная методика отслоения, которая позволяет сохранять запись XIX века при раскрытии древней росписи, а затем переносить ее на твердую основу с возможностью экспонировать ее в Полоцкой художественной галерее. При раскрытии росписей также было обнаружено множество граффити (от итал. «graffiare» – царапать) – надписей на фресках, процарапанных от руки. Они впервые появились в то время, когда храм был передан иезуитам. Граффити выполнены на древнерусском, латинском и польском языках, и доносят до нас послания из прошлых веков – со второй половины XII века до первой половины XIX века. Так, в жертвеннике есть граффити на древнерусском языке, в котором перечислены имена для оглашения в заупокойных молитвах. Некоторые надписи имеют летописный характер, некоторые содержат благодарения, и в целом, они написаны вокруг ликов, а не на них, что свидетельствует об уважении писавших к святым, изображенным на фресках.

Фресковые росписи

Андрей рассказал нам, что фресковые росписи храма были написаны по иконографической программе, разработанной самой Евфросинией Полоцкой. По словам художника-реставратора Владимира Сарабьянова, святая вложила в программу росписей уникальные идеи, которые не могли появиться у мастеров фресковой росписи того времени. Так, в апсиде храма расположена большая фигура Божией Матери и Оранта выстой около 4,5 м.Если сравнивать эту роспись с Орантой в Софии Киевской, то там, учитывая огромные размеры храма, фигура Богородицы имеет немного меньшую высоту. Действительно, реставраторы свидетельствуют о том, что это – уникальное художественное решение, в основе которого лежит идея подчеркнуть образность изображений. Так, чем крупнее лик, тем сосредоточеннее человек обращается к Богу. Благодаря тому, что росписи имеют большой масштаб, в сравнительно небольшом храме нет ощущения тесноты, а все его внутреннее пространство легко обозревается. Еще одна особенность росписей, на которую обратил наше внимание рассказчик, состоит в том, что каждый лик наделен индивидуальными характеристиками. Так, в изображении Евфросинии Александрийской мы видим ясный, подчеркнутый взгляд, который придает эмоциональную напряженность всему лику. Мастер применяет линейную стилизацию – художественный прием, когда каждая отдельная мышца лика выразительна и четко прорисована. Такой стиль письма сформировался в Константинополе. Близко по стилю написаны росписи в храме святого Пантелеимона в Нерезе (Македония,1164 г.). Кроме того, оригинальный прием используется при написании нескольких ликов, расположенных рядом. Как пример, Андрей показал фресковое изображение группы апостолов из сюжета «Вход Господень в Иерусалим». Выбранное мастером решение, когда часть лика относится к двум рядом стоящим апостолам, создает единство, при котором никто из изображенных на фреске не попадает на «задний план». Многих специалистов удивляет еще одна особенность фресок. Дело в том, что поземы (изображения земли) написаны неровно, одежды частично не дописаны. Учитывая, что преподобная очень внимательно следила за тем, что писали мастера, и бережно относилась к каждой детали, реставраторы склонны понимать это так: для нее были особенно важны лики, а на «долúчном» она не концентрировала внимание молящихся, расставляя таким образом акценты на самом важном и оставляя в стороне второстепенное.

Старец, послушник и 7 венцов

Андрей также поделился некоторыми интересными фактами, с которыми столкнулись реставраторы. Так, над местом, где молилась в храме преподобная Евфросиния, открыли фреску, где был изображен спящий старец и послушник, а также 7 венцов. Художники недоумевали, что значит этот сюжет, пока в древнем патерике не прочитали следующую историю: «Один старец обычно после повечерия принимал своего послушника, приходившего к нему на откровение помыслов, затем благословлял его, и они шли отдыхать. Как-то раз, в то время как послушник исповедовал свои помыслы, старец, уставший от дневных трудов, заснул. Монах уважительно замолчал и ожидал, когда проснется старец, чтобы тот благословил его пойти отдохнуть. Время, однако, проходило, и послушник чувствовал все большую усталость, но старец не просыпался. Послушник семь раз был обуреваем помыслами разбудить старца, получить благословение и пойти спать. Но любовь воспрещала ему это сделать и понуждала его подождать еще немного. В конце концов старец проснулся и дал ему благословение уйти. На следующий день старец позвал послушника и начал обсуждать с ним те помыслы, которые обуревали его минувшей ночью. Послушник исповедал ему свое борение и те усилия, которые он прилагал, чтобы не разбудить старца. Тогда старец рассказал ему, что когда он благословил послушника и заснул второй раз, то увидел сон: трон, а на нем семь венцов, и услышал голос: «Этот трон принадлежит твоему послушнику, и эти семь венцов он заработал нынешней ночью». Таким образом преподобная напоминала себе, как важно не терять внимания на молитве. И по сегодняшний день она служит для православных христиан примером терпения и усердия в трудах на благо Церкви Христовой, а храм, возведенный ею, раскрывает перед нами мудрые послания преподобной, укрепляя и вдохновляя на творчество и молитву.

Автор: Екатерина Евсюкова